Использование ИКТ в работе учителя физики Учитель физики и информатики МОУ Виноградненская СОШ Швыдкая Елена Николаевна "Приохотить ученика к учению гораздо более достойная задача, чем "приневолить" его. К.Д.Ушинский Как заинтересовать детей заниматься физикой в условиях сельской школы, где демонстрационное оборудование не обновлялось около 30 лет? Компьютер - один из инструментов учителя физики, с помощью которого можно не только продемонстрировать ребятам сложные опыты, но и добиться понимания учащимися основных физических законов. Мое убеждение: информационно-коммуникационные технологии мощное дополнительное средство, с помощью которого возможно реализовать новые формы учебного сотрудничества, открывающие возможности для педагога и ученика, для их совместного творчества и личностного развития. Что меня привлекает в ИКТ? - Новизна и современность;
- облегчение деятельности;
- повышение интереса учащихся к физике;
- развитие активности и самостоятельности школьников;
- надежды на получение высоких результатов обучения;
- возможности расширения границ общения;
- извлечение ранее недоступной информации;
- возможность создавать авторские разработки ЦОР;
- размещать свои тексты во всемирной паутине.
Физика - особый предмет, который изучает множество явлений. Это требует разнообразного оборудования. Темы 7, 8 классов рассматривают физические явления, которые можно продемонстрировать на уроке. В старших классах невозможно показать все в рамках урока. Есть темы, которые требуют дорогостоящего оборудования (при изучении атомной и ядерной физики особенно). Использование ИКТ расширяет экспериментальные границы урока. Физика лежит в основе всех инженерных специальностей, поэтому знания, полученные в школе на уроках, так необходимы для дальнейшего использования в профессиональной деятельности. Учитывая эти факторы, можно получить хорошие результаты при изучении физики, используя различные ИКТ. Какие цели я ставлю, используя ИКТ? - Развитие личности учащегося, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером. Так же благодаря развитию творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; формированию информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
- Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества; подготовка учащихся средствами ИТ к самостоятельной познавательной деятельности.
- Мотивация учебно-воспитательного процесса: повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализацииии возможностей ИКТ; выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.
Направление использования ИКТ: В изученииии школьного курса физики выделяю несколько основных напрвлений, где оправдано использование компьютера: - Наглядное представление объектов и явлений
- моделирование процессов, происходящих в макро- и микромире;
- моделирование различных экспериментов и взаимодействий;
- изучение истории создания и производства механизмов;
- система тестового контроля;
- подготовка к ЕГЭ.
Формы использования ИКТ: - Использование готовых электронных продуктов;
ЦОР позволяют интенсифицировать деятельность учителя и ученика, повысить качество обучения предмету. Электронные ресурсы позволяют наглядно отразить существенные стороны объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности. Часто использую в работе ЭОР ООО "Физикон", Просвещение -МЕДИА, Библиотеку наглядных пособий, Дрофа, 1С, Формоза -Альтаир и т.п. 2. Использование продуктов сети Интернет; Всемирная паутина несет большой потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию учащиеся приобретают навыки целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам, видеть информацию в целом, выделять главное. В своей деятельности использую Интернет-ресурсы по нескольким направлениям: - Урочная деятельность (например сайт Класс!ная физика) как при объяснении нового материала, так и для самостоятельной подготовки учащихся или тестирования);
- сетевые конкурсы и проекты (для ребят участие в таких проектах раздвигает горизонты знаний и умений, для учителя бесценный опыт общения в сети с коллегами, приобретение навыков работы в сетевой группе, углубленное изучение различных компьютерных технологий и так далее; Примеры: Эйдос, PRO-движение, Инфознайка, Открытый класс);
- внеурочная деятельность. Работа в сетевых сообществах, размещение авторских ресурсов в сети, ведение блогов, электронная почта, подготовка внеклассных мероприятий.
3. Использование оффисных технологий; - Текстовые редакторыдают возможность оперативно подготовить любой документ на основе шаблона, качественно оформить доклады, рефераты, сообщения, творчески подойти к оформлению работ. У детей формируется чувство стия.
- Табличные редакторы помогут при интерпритациии информации (графики, диаграммы), составлении отчетов учителя и классного руководителя, вести социальный паспорт класса. Можно создавать интерактивные тесты.
- Редакторы презентаций позволяют представить учебный материал как систему ярких образов, наполненных исчерпывающей струкрурированной информацией в алгоритмическом порядке. При комбинированном воздействии (через зрение и слух), по утверждениям психологов, улучшается восприятие материала учащимися.
4. Использование интерактивной доски; 5. Дистанционное обучение; 6. Использование других программных средств, таких как графические редакторы, программы для создания анимацииии и видеороликов, редакторы для создания веб-страниц расширяют рамки урока, его экспериментальные возможности, повышают интерес к предмету; 7 Использование ИКТ в проектной деятельности. Влияние ИКТ на ученика: - Углубление знаний;
- усвоение знаний в системе межпредметных связей;
- повышение познавательного интереса;
- умение проявить себя в новой роли;
- навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
- навыки поиска, обработки и представления информаци;
- создание состояния успеха для ученика;
Влияние использования ИКТ на учителя: - Экономия времени на уроке;
- глубина погружения в материал;
- повышенная мотивация обучения;
- интегративный подход в обучении;
- одновременное использование аудио-, видео, графики;
- формирование коммуникативной компетенци учащихся (ученик -активный участник урока и подготовки к нему);
- привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию ученика (возможность самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, добывать необходимую информацию).
Какова эффективность использования в массовой практике различных форм ИКТ? - Реализуются новые цели образования;
- Повышается эффективность познавательной деятельности учащихся;
- учителя, использующие наработанный материал имеют резерв свободного времени.
В современном информационном обществе использование компьютеров растет и в профессиональной деятельности, и в повседневной жизни, и в образовательном процессе. Не будем переоценивать роль ИКТ. Конечно, учащемуся всегда будет нужно общение с учителем, т.к. воспитание человека невозможно без живого общения и авторитета учителя. Однако учитель должен опережать своего ученика, быть впереди него в тех областях, где сегодня современный школьник преуспевает - владение компьютером. На своих уроках стараюсь увлечь учащихся, организовать "интересное" преподавание, которое приведет к "интересному" учению, способствующему созданию положительного эмоционального настроя классного коллектива на решение учебно-воспитательных задач урока. А в помощь всегда беру ИКТ.
|