ИНФОкадры Суббота, 18.05.2024, 18:34 Виртуальное методическое объединение учителей информатики
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Не главное знать, главное уметь найти!
» Меню сайта

» Форма входа

» Категории раздела
Документы [0]
в этой категории собраны документы, необходимые в работе МО
Статьи [5]
методические статьи, публик

» Поиск

» Полезные ссылки
Документы на DocMe Банк Интернет-портфолио учителей Электронный журнал Вопросы Интернет-образования

» Наша кнопка

» Хронология

» Ваш IP
измерьте скорость интернета

Главная » Статьи » Статьи

Метод проектов

ТЕМА «Метод проектов как эффективное средство формирования творческой активности учащихся»

В начале XXI века Россия и мир вступили в новую стадию развития - постиндустриальное общество. Стремительно возрастающий поток информации, блестящие достижения в области микроэлектроники, биоинженерии, нанотехнологий, совершенствование промышленных технологий приводят к быстрому устареванию профессиональных знаний, делают процесс образования специалиста постоянным и непрерывным. Мы оказались на пороге новой эры в развитии цивилизации – информационной. Важным признаком сегодняшнего мира является наличие компьютеров и компьютерных сетей во всех отраслях деятельности человека, а главным его ресурсом стала информация.
Современное общество требует квалифицированных, предприимчивых, инициативных специалистов, максимально использующих свои творческие задатки, способных действовать созидательно, уметь оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы.
Начинаться направленная специальная подготовка должна уже в школе. Информатика, как прикладная наука, имеет неограниченные возможности применения в различных сферах жизни человека, поэтому на учителях информатики лежит ответственность за воспитание человека, который сможет комфортно чувствовать себя в будущей жизни и добиться успехов в любой сфере, будь то экономика, политика, искусство или повседневная жизнь. Другими словами, необходимо воспитание творческой личности.
Каковы же пути реализации вышесказанного? Один из способов, на мой взгляд, состоит в формировании навыков исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Я, как руководитель районного методического объединения учителей информатики, поделилась своей мыслью с коллегами. Вопрос организации проектно-исследовательской деятельности заинтересовал и их. Техническое оснащение кабинетов информатики нашего района вполне позволяет учащимся использовать этот вид деятельности. Во всех школах оборудованы и функционируют локальные сети, имеются сканеры, цифровые фотокамеры, принтеры, доступ в Интернет. На практических семинарах мы подробно ознакомились с методикой работы над проектом, изучили Положение о творческой работе учащихся по курсу «Информатика и информационно-коммуникационные технологии».
Методика проектирования предусматривает решение учащимися задачи, требующей значительного времени, системного подхода при разработке, умения видеть конечный продукт и пути его создания. В самом начале работы над проектами учащиеся часто затруднялись с выбором темы, поэтому мы решили прибегнуть к помощи учителей-предметников: ребята разрабатывали проекты по школьным дисциплинам с использованием компьютерных технологий, готовили доклады, сопровождая их показом слайдов, разрабатывали презентации для внеклассных мероприятий. Межпредметные связи и использование ИКТ позволяет не только углубленно изучать материал по предмету, но и формировать общеучебные умения, мировоззренческие убеждения, видеть практическую значимость своего труда.
Большим толчком к внедрению проектной деятельности в курс школьной информатики послужила научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку». Теперь уже ребятам приходится учиться навыкам работы с научно-технической литературой, поиску нужной информации в Интернете, проявлять творческую активность и фантазию при выборе тематики, постановке и решении проблемы. Немаловажно грамотное оформление исследовательской работы, чёткое и доступное доведение сути своей работы до слушателя.
В нашем районе научно-практическая конференция в этом году проводится в третий раз, и нужно отметить, что исследовательские работы ребят по информационным технологиям и программированию вызывают интерес и занимают призовые места. Темы проектов выбираются учащимися в зависимости от их заинтересованности в той или иной сфере: в определенной области знаний, в зависимости от будущей профессии, а также предметом проектно-исследовательской деятельности в нашей школе может быть социальный заказ педагогов, администрации школы. Темы проектов показывают, сколь велика сфера интересов учащихся: «Компьютер и здоровье», «Компьютерные вирусы и борьба с ними», «Потери тепла и энергосбережение в школьном здании», «Программа смены обоев на рабочем столе», «Влияние мобильного телефона на здоровье» - эти работы подготовили учащиеся района на научно-практическую конференцию под руководством учителей информатики.
В 2007г в районе был проведён конкурс мультимедийных презентаций, посвящённых 50-летию восстановления автономии Калмыцкой АССР. Цель конкурса: через проектно-исследовательскую деятельность - к решению жизненно важных задач родного края. Началась кропотливая работа в течение года не только в компьютерных классах, но и в семейных архивах, музеях, библиотеках, встречи с коренными жителями района, которые с удовольствием делились своими воспоминаниями о годах депортации калмыцкого народа. Выполняя работу, ребята собрали поистине бесценные фотоматериалы о жизни своих родных и односельчан в сибирской ссылке, о восстановлении родных сёл после возвращения в любимую Калмыцкую степь, а значит, они в очередной раз соприкоснулись с живой историей своей малой родины. В последнее время в республике остро стоит проблема родного языка. Наш Городовиковский район, к сожалению, является одним из самых малоговорящих на калмыцком языке. Причин тому много. Например, в селе, где я живу, преобладают межнациональные семьи, в которых языком общения, конечно же, является русский, практически нет чисто калмыцких семей, старшее поколение уходит, а вместе с ним уходит даже бытовая калмыцкая речь. Поэтому при выборе тем проектов я советую ребятам обращаться к темам национальной культуры и традиций калмыцкого и других народов, проживающих на территории нашего села. В качестве творческих работ моими учениками подготовлены такие проекты как «Традиционный калмыцкий костюм», «Особенности калмыцкой национальной кухни», «Моделирование современной одежды с использованием национального орнамента», «Сокровища из бабушкиного сундучка» и др. Небольшие презентации готовят ребята для уроков по истории, литературе и географии родного края. В ходе работы над проектами ребятам невольно приходится приобщаться к этнокультуре, фольклору, национальным традициям, обращаться к произведениям калмыцких художников, поэтов и писателей. В этом я вижу свой, пусть небольшой, вклад в формирование взаимопонимания и сотрудничества межнациональных культур, воспитание учащихся в духе взаимного уважения к традициям всех народов, проживающих на территории нашей республики.
Работа по методу проектов требует от учителя информатики знаний во многих предметных областях, поэтому приходится обращаться к учителям - предметникам за консультацией, а иногда и привлекать их к проведению интегрированных уроков. Так, совместно с учителями русского и калмыцкого языков мы провели урок на тему «Что в имени твоём?» Ребята узнавали перевод и значение своих имён, а вместе с этим осваивали таблицы в MS WORD. Изучая текстовый редактор, учащиеся знакомились с написанием и звучанием калмыцких пословиц и поговорок и их русскими аналогами.
При построении моделей в среде электронных таблиц MS Excel ребята 10 класса провели социологическое исследование на тему «Сферы функционирования калмыцкого языка в с.Весёлом».
Авторы проектов являются создателями тех или иных ресурсов, которые могут быть полезными для школы, родительской общественности, могут быть консультантами, участниками в дальнейшей исследовательской деятельности по выбранной теме на более высоком уровне.
Проектная деятельность формирует невероятно большое количество умений и навыков, даёт школьникам необходимый опыт практической деятельности, и поэтому в учебно-воспитательном процессе он незаменим.

Лещенко Вера Степановна

Категория: Статьи | Добавил: veles (10.02.2011) | Автор: Лещенко Вера степановна E
Просмотров: 496 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Календарь

» Облако тегов

» ВЕСТИ КАЛМЫКИЯ

» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • » Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Швыдкая Елена Николаевна© 2024
      Новая педагогическая сеть для работы, общения и отдыха WoWeb.ru - портал для веб-мастера